Новости деловой авиации Туниса

Оптимизм перед бурей

Российская авиационная отрасль, несмотря на крайне негативные прогнозы специалистов, настроена более-менее оптимистично. По крайней мере, представители бизнеса, давая оценку перспектив рынка, воздерживаются от негативных прогнозов, тогда как аналитики и зарубежные коллеги выражают опасения относительно будущего. В этой связи не ясно: готовится ли отрасль к кризису на самом деле.

Стакан наполовину полон

Согласно данным Росавиации, пассажиропоток российских авиакомпаний в январе-октябре 2014 годы вырос на 11,2% — почти до 80,5 млн человек. Несмотря на категорически негативные прогнозы развития международного сектора, первые восемь месяцев рост наблюдался и в этом сегменте — было перевезено на 5% больше пассажиров, чем годом ранее, хотя в 2013 году динамика достигала 18,4%. Аэропорты более спокойно говорят о нестабильности рынка, публикую данные о падении на международных воздушных линиях (МВЛ), в отдельных случаях превышающем 10%. Авиакомпании явно стараются избегать огласки даже того факта, что международный пассажиропоток замедлил рост, публикуя пресс-релизы преимущественно о росте доли внутренних воздушных линий (ВВЛ).

Мета-поисковики и online travel agency отмечают, что изменения на рынке заметны, однако их бизнес пока продолжает расти за счет общего увеличения интернет-продаж авиабилетов.

Спад неравномерен, и на общем негативном фоне есть «островки спокойствия», отмечают эксперты. «Наименее заметно падение трафика в сфере чартерных перевозок, по большей части на направлениях Средней Азии — спрос переориентируется туда и на внутренние линии, — говорит независимый эксперт Андрей Крамаренко. — Регулярные перевозки падают сильнее, в основном на направлениях дальнего зарубежья. Спад происходит во многом за счет иностранцев, выставляющих тарифы в валюте».

Пассажиры сбегают на ВВЛ

Едва ли не раньше всех (еще весной) о грядущем спаде начали говорить в аэропорту Санкт-Петербурга «Пулково». Сегодня его представители подтверждают, что пассажиропоток аэропорта растет медленнее, чем ожидалось ранее. Также отмечается, что произошла переориентация спроса и изменилась структура пассажиропотока — если раньше перевозки внутри РФ составляли 45% от суммарного объема трафика, то сейчас на них приходится 49% трафика. Лидерами по темпам спада перевозок являются Украина, Греция, Тунис, Узбекистан, Чехия. Суммарные «потери» международного трафика составили более 377 тыс. пассажиров.

О перераспределении трафика в пользу ВВЛ говорят и в аэропортах холдинга «Новапорт». Здесь почти наполовину сократился пассажиропоток в Грецию, снижение на направлениях в Чехию, Германию и Таиланде составило около 10%, а в малых аэропортах эти направления уменьшились еще сильнее или вовсе были закрыты, сообщили аналитики холдинга. По их словам, в октябре было зафиксировано первое падение по отношению к прошлому октябрю, оно составило 4,3%. Однако некоторые аэропорты холдинга, благодаря иностранным авиакомпаниям-партнерам — flydubai, Turkish Airlines и «Узбекские авиалинии» — существенно превышают среднеотраслевой рост, что подтверждает тезис о переориентации пассажиропотока на азиатские направления.

Московский аэропорт «Шереметьево» смотрит в будущее с оптимизмом, однако тоже не отрицает, что туристов стало меньше. «Благодаря особенностям маршрутной сети, состоящей преимущественно из регулярных направлений высокого спроса и с высоким уровнем деловой активности, пассажиропоток Шереметьево стабильно растет и в меньшей степени подвергся спаду туристической активности», — сказал, отвечая на вопросы «АвиаПорта», представитель предприятия.

Читайте также  Пулково увеличило прогноз пассажиропотока

В холдинге «Базэл Аэро», консолидировавшем аэропорты Краснодарского края, пострадали в основном чартерные направления. Однако аэропортам группы в этой связи ничего не грозит: «Доля международных отправок в аэропортах «Базэл Аэро» невелика. Кроме того, мы наблюдаем переориентацию международных туристических потоков на курорты РФ. Потерь у нас нет, поскольку падение невысокого локального спроса на международные перевозки перекрывается растущим въездным туристическим спросом», — подытожил представитель компании.

Предновогодний скачок

На этой неделе авиабилеты за рубеж в одночасье подорожали на 12,5%. Всего с 26 ноября рост стоимости международных перевозок составил 13,5%. Резкий скачок цен на авиаперевозки произошел из-за ослабления рубля: Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила валютный курс для взаиморасчетов с 56 до 63,5 рублей. Курс IATA привязан к курсу рубля к евро, округленному до 50 копеек в большую сторону, обновление его происходит еженедельно, рассказал «АвиаПорту» вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

«Падения курса рубля на самом деле было два, — рассуждает А.Крамаренко, — Это управляемая девальвация на 25%, начавшаяся в 2013 году, и отразившаяся на туроператорах, и неуправляемая сегодняшняя». По словам аналитика, в летний сезон текущего года инерционный спрос еще сохранялся и авиаперевозки на международных направлениях продолжали расти, пусть и меньшими темпами по сравнению с прошлым годом. Сейчас ситуация изменилась.

Ажиотажа не наблюдается

На новогодние праздники, традиционно становящиеся «лучом света в темном царстве», и приносящие ежегодный всплеск продаж, в этом году в отрасли особенно не рассчитывают, и не готовы заранее прогнозировать результаты новогодней программы. Разве что в «Шереметьево» смотрят на все с традиционным для аэропорта оптимизмом: в декабре и в период январских праздников ожидается четырехпроцентный рост. Правда, год назад они отчитались о росте в 11% за аналогичный период, два года назад показатель роста составил 9,4%.

Представители «Базэл Аэро» ушли от ответа на вопрос о том, смогут ли праздники исправить печальную статистику прежних месяцев, отметив, что вовсе не считают ситуацию критической и нуждающейся в исправлении. «В октябре в Сочи рост международного трафика на 7%. В Краснодаре в октябре отмечен незначительный рост — чуть более 1%, что связано с сезонным падением международных перевозок», — сказал собеседник «АвиаПорта», отвечая на вопрос про прогнозы на Новый год.

Руководство «Новапорта» традиционно ожидает увеличение нагрузки на аэропорты холдинга, но на общих результатах года праздники не скажутся, уверены в холдинге. В «Пулково» тоже на позитивное влияние новогодних праздников специалисты рассчитывать не спешат, прогнозов из осторожности не делают.

Ситуация еще может измениться, надеются руководители интернет-сервисов: мета-поисковиков и онлайн тревел-агентств. Представители этих компаний отмечают резко упавшую глубину бронирования авиабилетов и предполагают, что новогодний расклад еще может измениться. В прошлом году глубина бронирований на Новый год составляла около 30 дней, в этом показатель может немного упасть, если судить по году в целом, считают в AviaSales. «В связи с сокращением глубины бронирования, делать выводы по Новому году пока рано», — говорит генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев. Впрочем, недавний резкий рост цен на авиабилеты негативно отразится на продажах в последние недели года.

Читайте также  Санкции срезали международный трафик Пулково

Взгляд со стороны

Наиболее оптимистичным будущее кажется, если смотреть на него из интернета. Кризис заставляет туристов отказываться от услуг турагентов и проявлять больше самостоятельности при планировании поездок, так как лишать себя путешествий наши соотечественники не намерены. Проведенный компанией Momondo опрос показал, что траты на путешествия находятся у 66% наших соотечественников на втором месте по приоритетности после покупки одежды и обуви. «Это доказывает, что в России к настоящему моменту сложился целый класс людей, для которых путешествия стали обязательным атрибутом. В этой связи мы не склонны думать, что люди станут отказываться от поездок в наступающем году. Вероятнее всего произойдет смена приоритетов в выборе направлений», — прокомментировал представитель компании.

Путешественники начнут присматриваться к странам с более низким уровнем цен, а также к тем направлениям, куда перелет будет стоить дешевле, считают игроки онлайн-рынка. Привлекательными для россиян могут оказаться развивающиеся страны, где курс валют также нестабилен. Может быть, сократится средняя продолжительность поездки и средний чек на проживание в отеле, но ездить не перестанут.

Однако нездоровая ситуация в туристическом бизнесе заставляет путешественников больше задач брать на себя, что положительно сказывается на отрасли онлайн-продаж. «Мы пока не ощущаем снижения спроса на авиабилеты и даже видим рост. Во многом это происходит и благодаря притоку новых пользователей, которые ранее были клиентами туристических компаний», — заметили представители Momondo.

Если где-то прибыло, значит где-то убыло

Все имеет противоположную сторону, и положительные для онлайна изменения могут не порадовать туроператоров и турагентов. Тренд перехода части клиентской аудитории туроператоров к самостоятельному туризму, получивший в уходящем году дополнительный стимул после банкротства туроператоров, только усилится, уверен А.Сизинцев. В 2014 году, по оценкам его компании, «пакетный» сегмент сократился на треть, а рост онлайн-трэвел сегмента составил около 5-10%.

Переориентация же части туристического пассажиропотока на внутренние воздушные линии — это доля рынка, потерянная для российских туроператоров. «Они так и не смогли освоить продажи российских направлений, и потеряют эту часть пассажиропотока», — уверен А.Крамаренко. Он напоминает про то, что падение рубля приведет к падению продаж на туристическом рынке на 40-50%.

Нам не дано предугадать…

Следующий год для авиаперевозок в целом пока выглядит загадочно. Аэропорты надеются слегка отыграть падение пассажиропотока. Специалисты «Новапорта» уверены, что рост в 2015 году будет, пусть и невысокий. «Региональным аэропортам не удастся показать высокий рост МВЛ и в следующем году, однако есть шанс на увеличение пассажиропотока за счет открытия новых направлений по СНГ, так как спрос в малых аэропортах (Астрахань, Томск, Чита) не удовлетворен», — говорят в холдинге. — Основной проблемой в 2014 году стала нестабильная ситуация на туристическом рынке. В целом рынок МВЛ не насыщен и готов к увеличению, однако высокие риски деловой среды сдерживают рост». К их мнению присоединяются специалисты «Пулково», утверждая, что доля международного трафика может изменится в большую сторону, «как только улучшится макроэкономическая и политическая ситуация». Lufthansa ожидает по итогам года увидеть в России результаты, аналогичные прошлогодним. Однако, учитывая общую тенденцию падения доходности на пассажира, ситуация может быть менее оптимистичной, чем годом ранее, считает директор компании по России и СНГ Аксель Хилгерс. О падении доходной ставки на пассажира отчитался и «Аэрофлот»: на внутренних линиях она упала на 4,1%, на международных — на 2,8%.

Читайте также  Компания Капитал Авиа Инвест подводит итоги 2007 года.

Эксперты традиционно имеют более пессимистичный взгляд на ситуацию, чем представители авиакомпаний и аэропортов. «О тенденции говорить рано, — рассуждает Д.Горин, — но уже сейчас очевидно падение продаж до 20% у ряда ведущих европейских перевозчиков на российских направлениях. Мы, конечно, не знаем, как изменится курс валюты, подорожание доллара и евро, конечно, ограничит международные перевозки, особенно в туризме, но рубль может и укрепиться. Впрочем, это — не главная проблема, главная — отсутствие спроса». По мнению Д.Горина, даже если стабилизируется политическая и экономическая ситуации, а за ними изменятся потребительские ожидания, отложенный спрос реализуется не ранее второй половины 2015 года. Первая, по его мнению, пройдет с отрицательной динамикой и падение на международных линиях может составить до 20%. На внутренних Д.Горин прогнозирует рост перевозок до 30%.

С оценкой падения объемов международных перевозок на одну пятую согласен и А.Крамаренко. Но относительно реализации отложенного спроса его точка зрения иная. «Стагфляция, перерастающая в падение ВВП и реальных, а вскоре и номинальных зарплат, приведет к тому, что доля средств в бюджетах домохозяйств, которые тратились на путешествия, существенно снизится. Добавляет проблем и кризис на кредитном рынке, — считает аналитик. — Сократится также деловой трафик за счет снижения объемов внешней торговли». Если новогодняя программа будет успешной, это тоже повлияет на спрос в 2015 году негативно: те, кто совершил путешествие зимой, скорее всего не будут выезжать из страны второй раз. «Всем очевидно, что кризис будет долгий, — говорит А.Крамаренко. — А значит стабилизация ситуации не приведет к росту спроса. Скорее, люди купят валюту и будут выжидать, приберегать деньги».